Интервью с духовным
руководителем Елабужского уездного Дворянского Собрания (ЕуДС), Волго-Камского
отдела РИС-О, походным священником «Союза казаков России», войсковым
священником Международной организации «Союз сибирских, уральских, оренбургских
и семиреченских казаков», благочинным Елабужского округа митрофорным
протоиереем о. Сергием Лепихиным приурочено к 7-й годовщине издания газеты
«Дворянский вестник Прикамского края».
- Отец Сергий, в
феврале сего года газете ЕуДС исполнилось 7 лет. Наблюдаются ли за последнее
время изменения в работе редакции этого издания?
- Замечу к своему
удовольствию, что изменения имеются, и весьма существенные. Газета, на мой
взгляд, по сравнению с предшествующим периодом, стала более полновесной.
Радует, что появляется больше материалов историко-аналитического и особенно -
нравственно-духовного характера. Представлен отнюдь неплохой обзор
общемонархических и региональных новостей, прослеживается некая динамика и в
работе редакции. Да и возросшая посещаемость сайта свидетельствует о
неравнодушии общества к освещаемым темам. Однако главная задача любого
периодического издания заключается в умении не оказаться в роли статиста,
поэтому ДВПК необходимо печатать больше материалов дискуссионного характера.
- Расскажите
о планах ЕуДС на ближайшее время.
- На последнем совместном
собрании Елабужского уездного Дворянского Собрания и членов Волго-Камского
отдела РИС-О немало времени было уделено
работе с молодежью. Думаю, нет
надобности распространяться на тему о том, что молодежь – это наше будущее: и
без того ясно, что общество наше стареет. Сегодня много говорится о демографии,
выполняются решения правительства о так называемом «материнском капитале». В
прессе много пишут о семье, даже год семьи провели в России. Но при этом семья
– главная ячейка общества - продолжает разрушаться. Число так именуемых
«гражданских браков» (сожительств) не уменьшается, а это означает, что в
обществе просматривается тенденция к нежеланию нести ответственность перед
собой и окружающими. И, как всегда, наша общая вина в поверхностном отношении к
жизни, в отсутствии желания взглянуть на животрепещущие проблемы глубже, в
приложении усилий в борьбе со следствием, но не с причиной. А также в нашем
нежелании избавиться от «бревна в своем глазу», разговоры о том, что все плохо,
и, как правило, поиск виноватых. А их всегда можно найти… И так по кругу.
Осудить кого-либо мы готовы здесь и сейчас, а вот засучить рукава и начать
что-то делать - нас нет. Некоторые успокаивают: ничего, мол, мы долго запрягаем,
но вот как поедем!.. А ведь вопрос-то в том, а запрягаем ли мы вообще? Кажется,
скоро и запрягать некого будет. Если говорить о Елабуге, у нас существует
мощный неиспользованный потенциал для воспитания - вышедшие на пенсию педагоги
педуниверситета, училища культуры, музыкальной школы. Но где они? Нас хватает
только на то, чтобы охать и ахать.
Если вспомнить детство и
юность моего поколения, в любых общественных мероприятиях девчонок и мальчишек
было почти поровну, а теперь в лучшем случае одни девчонки. Уже много лет Союз
Казаков России ежегодно проводит фестиваль «Казачок», но сегодня ситуация
такова, что в нем участвуют преимущественно девочки-казачки. Или взять нашу
воскресную школу: здесь только десятая часть мальчишек, а где остальные?
Поэтому на одном из собраний ЕуДС было принято решение о принятии мер по
сохранению генофонда хотя бы на нашем, приходском уровне. Это значит, расширять
свою деятельность по привлечению в Православную среду молодых людей и особенно
- молодых семей. Планируется проводить совместно доступные мероприятия; беседы,
диспуты, просмотры фильмов, чаепития, конкурсы, экскурсии, паломничества.
Необходимо активнее привлекать к этому делу педагогов, родителей, членов
родительских комитетов.
- Какие
надежды Вы, прежде всего, связываете с деятельностью РДС?
- На фоне общей разобщенности
Российское Дворянское Собрание не только на словах, но и на деле способствует
единению народа, величию и духовному укреплению нашего отечества («По плодам их
узнаете их» (Матф.7:16)). В нашем регионе о Дворянском собрании можно судить
хотя бы по одной только благотворительной деятельности, которая представлена
весьма широко. Сплоченность определенной части интеллигенции (и не только) под
покровом Православия в РДС свидетельствует о возрождении соборной совести. Что
касается надежд, связываемых с деятельностью РДС, для меня это прежде всего
возрождение в российском обществе идеи служения как таковой. Сейчас как
никогда мало быть просто потомком дворянского рода. Дворянина всегда должны
отличать вера, порядочность, честь и верность. Верность, в первую очередь, в
служении Небесному и земному Отечеству, а значит и служение ближнему своему («Кто хочет между вами быть
большим, да будет вам слугою» (Мф.20,26). Примером в этом служат нам Святой
Страстотерпец Царь Николай II, Святая
Преподобномученица Великая Княгиня Елисавета и многие другие подвижники. В
последнее время в России все более четко прослеживается тенденция к созданию
сословного общества, но в нашей стране будет не достаточно даже конституционно
закрепить наличие сословий. Мы должны вернуться к понятию сословия как
служения, когда весь народ, от Царя до крестьянина, рассматривал свою жизнь как
долг перед Богом и Отчизной.
- Хотелось бы задать Вам несколько
вопросов не только как духовному руководителю ЕуДС, но как благочинному,
настоятелю, человеку опытному, много прослужившему в священном сане. Как вы
относитесь к тому, что сегодня даже в среде духовенства нет единого мнения по
поводу преподавания в школе основ православной культуры (ОПК)?
- Отсутствие единого мнения
по преподаванию ОПК вызывает лишь сожаление, ибо это один из ключевых вопросов,
стоящих перед общеобразовательной школой и обществом вообще. На мой взгляд,
можно и нужно вводить этот предмет в общеобразовательную систему, причем не как
факультатив, а как обязательный предмет. Промедление смерти подобно. Впрочем, я
выступаю даже не за изучение ОПК, а за преподавание Закона Божия, хотя на
первом этапе, года два-три, пусть будет ОПК. Открыть двери школы для
духовенства необходимо, и не надо этого бояться. Все духовенство в школу не
кинется, как некоторые думают. Пойдут лишь те, кто подготовлен, кто может
по-своему духовному и образовательному уровню соответствовать статусу
преподавателя. Естественно, вся деятельность священников в школе будет проходить
по благословению правящего Архиерея и в согласовании со школьным руководством,
тем более уроки эти должны стать открытыми. Бытует мнение, поддерживаемое
частью духовенства, что священнослужитель, не имеющий педагогического
образования, не может идти в школу. На мой взгляд, это не совсем верно. Неужели
лучше, когда ОПК преподают атеисты, или иноверцы, или вообще люди равнодушные?
Священнику в служебной практике приходится работать с больными прихожанами и
даже людьми с психическими расстройствами, и никто не требует от
священнослужителя медицинского образования. Так почему же клирику или
преподавателю воскресной школы, тем более имеющему богословское образование и
определенный стаж, при наличии методических указаний, нельзя проводить уроки
ОПК?! Бояться нужно агрессивных СМИ, занимающихся разложением души народа,
падения планки нравственности в обществе – это действительно страшно. Сегодня
часто можно встретить не атеиста, а сатаниста, открыто противящегося Богу. В
этом году в США в официальной документации уже запретили слова «мама» и «папа»,
теперь там будут писать «родитель номер 1» и «родитель номер 2». Сделано это
для того, что бы дети, растущие в т.н. однополых семьях (а таких детей в США
уже 300 тысяч!) не чувствовали себя неполноценными. Это безобразное
нововведение показывает, во что превратилось общество Запада, с которого нам
постоянно внушают брать пример. Пока священников не пускают в школы, происходит
мощнейшая обработка сознания молодежи идеями толерантности, т.е. терпимого
отношения к греху, к «бракам» содомитов, «гей-парадам» извращенцев, к
планированию семьи, секспросвету, ювенальной юстиции и прочему безумию. Нам
необходимо традиционное для России воспитание в православном патриотическом
духе, дабы дети могли иметь верные ориентиры, правильные понятия о грехе, и не
воспринимали порок как норму.
У нас в Елабуге за много лет
накоплен положительный опыт по проведению нравственных уроков для учащихся и
родителей в Елабужской школе милиции, в Суворовском училище, в колледжах
города. Довольно многие из учителей и преподавателей общеобразовательных школ и
Елабужского пед.университета являются прихожанами Покровского собора, и все они
без исключения поддерживают мои умозаключения по этому вопросу. Более того: мы
– педагогический православный актив города давно обсуждаем с представителями
городской администрации и депутатами вопрос раздельного обучения мальчиков и
девочек. Теперь такой опыт накоплен в Республике Коми и дает небывалый за
последние десятилетия положительный результат по всем параметрам - от
воспитания и обучения до физического здоровья детей.
- Как известно, сегодня РПЦ в целях
возрождения исторических духовных традиций взаимодействия государства и Церкви
в сферах благотворительности, милосердия заключила соглашение с министерством здравоохранении
и рядом других государственных структур. Как эти соглашения реализуются на
уровне православного прихода?
- Со здравоохранением есть
определенные подвижки. Духовенство прихода регулярно проводит беседы с
беременными и прочими женщинами в женской консультации. За 2009 год в городе
зарегистрировано на 100 абортов меньше, чем в предыдущем, а в 2010 году - на
200 меньше, чем годом ранее, а это означает, что спасены 300 жизней! Но одним
священнослужителям проблему абортов не решить. Хочется больше понимания со
стороны врачей, ведь медицина, по своей сути, должна способствовать жизни, а не
смерти. Горько сознавать, что многие медики являются сторонниками проведения
абортов. Думаю, тут существует взаимосвязь с общей коммерциализацией медицины.
Еще у нас в приходе идет
подготовка к созданию движения сестер милосердия. Основная задача этого
движения - дежурство в больничном стационаре и уход за тяжелобольными людьми.
Сестры будут одеты в классические косынки и фартуки с красными крестами. Очень
надеюсь, что само появление сестер милосердия, не говоря уже об их духовном
предназначении, будет способствовать скорейшему выздоровлению, как телесному
так и духовному, всех находящихся в стационаре медучреждения. Естественно, все
кандидатуры на это благородное дело пройдут специальное обучение. В перспективе
есть задумки и о патронаже елабужан, нуждающихся в помощи на дому. Как член
общественного совета при главе администрации города и района и курирующий
местное здравоохранение, я буду всячески способствовать скорейшей реализации
этих планов. Хочется отметить, что разработкой данных идей занимались члены
ЕуДС и РИС-О. Кроме того, Елабужским уездным Дворянским Собранием по решению
правления выделены средства для приобретения двух аппаратов в физиокабинет
больницы Красного бора.
Также Покровским приходом
заключены договоры о сотрудничестве с отделом наркоконтроля и городским отделом
милиции (теперь полиции). Надо
отметить, что наши правоохранительные органы всерьез озабочены
духовно-нравственным состоянием своих сотрудников, и у нас с руководством, а, в
частности, с отделом кадров сложились в этом плане партнерские отношения. Меня
регулярно приглашают на встречи с личным составом, где в актовом зале отдела я
провожу нравственные беседы, отвечаю на вопросы слушателей. Со слов руководства
райотдела такие встречи приносят свои добрые плоды. Что касается работы с
отделом наркоконтроля, то по просьбе его работников у нас в храме проводятся
встречи с наркозависимыми, раздаются буклеты среди молодежи, проводятся
демонстрации фильмов соответствующего содержания. Проблема наркомании
освещается в проповедях и на встречах в колледжах.
Меня часто спрашивают, как я
отношусь к получившему большую огласку делу Егора Бычкова, возглавлявшего
реабилитационный центр в Нижнем Тагиле. К центру и г-ну Бычкову я отношусь
весьма положительно, ибо нельзя долго и нудно рассуждать, как спасать человека,
находящегося в горящей избе. Другое дело, что нельзя лечить насильно, необходим
юридический договор с самим наркозависимым или его ближайшими родственниками.
Двадцать лет на разных уровнях у нас ведутся разговоры о борьбе с наркотиками,
а количество наркоманов за эти годы увеличилось в сотни раз. Легко ругать тех,
кто делает, а самому бездействовать и ничего не предлагать взамен. Главный путь
один для всех: не быть равнодушными и укреплять высокую нравственность в
обществе. Я предлагаю делать это на основах Православия.
К новым видам деятельности
при Покровском приходе относится работа на постоянной основе Православного
психолога. В ближайших планах усилить миссионерско-катехизаторскую
деятельность, более регулярно проводить встречи духовенства с руководством и
учащимися школ и прочих учебных заведений, совершать богослужения в селах и
деревнях, не имеющих Православных храмов. Члены ЕуДС и приходского собрания
уверены, что голос Церкви должен звучать громче и должен быть услышан.
- Думаем,
нашим читателям будет интересно узнать Вашу позицию по тем проблемам, которые в
последнее время активно обсуждаются в Православном Рунете, в светских СМИ. Как известно, сегодня серьезное беспокойство
в среде не только Православных, но и представителей иных конфессий вызывают
вопросы внедрения в России универсальных электронных карт (УЭК), вхождения
России в глобальное информационное общество…
- По данному вопросу существуют
разные мнения, а я могу высказать свою личную точку зрения. Все события
последних лет говорят о том, что времена сейчас трудные. Хотя легкими они
никогда и не были: «Дети, последнее время» (1 Ин.2:18), - писал еще две тысячи
лет назад апостол Иоанн. Недавно епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим на
сайте своей епархии высказал мнение, с которым я согласен, что введение
в обращение средств электронной идентификации, таких как «универсальная карта»
и прочее - это репетиция принятия печати антихриста. ИНН, электронные карточки,
паспорта - это не печать антихриста, но ее предтеча. Глобализация
предусматривает сосредоточение информации и власти в одних руках. В чьих руках
и кому это надо? Об этом у нас задумываются мало, как и о том, какую огромную опасность
несет с собой тотальный контроль над людьми. Внедрение электронных систем учета
и контроля финансируется из-за рубежа. Так позвольте задать еще один вопрос:
кто это там так заботится о нас? Я вижу, что этот контроль ведет к
вмешательству в личную жизнь человека, к возможности влиять на сознание,
управлять человеком, которому сам Бог дал свободную волю. Значит, дело это
богопротивное. Мы за свободную волю, которую дал Бог, а, значит, и за право
выбора. Государство должно законодательно закрепить право человека на
традиционные формы учета. Верующие люди и так одни из самых законопослушных
граждан. И стремление загнать все население под колпак, противоречащее, кстати,
и Конституции РФ, вызывает справедливые опасения...
- Существует мнение, что печатями
антихриста народ запугивает в основном малограмотное духовенство. Таким
образом, вся проблема сводится к отсутствию у части священства богословского
образования…
- Известно, что творцы
революций являлись в основной своей массе выходцами из образованных кругов.
Знал я и одного батюшку, имеющего хорошее духовное образование, который считал,
что Откровение Иоанна Богослова из Нового Завета вообще нужно убрать, как
смущающее многих людей в течение веков и не актуальное в настоящее время. В
тоже время среди противников глобализации много людей с дипломом высшей
богословской школы. Образование, на мой взгляд, это один из важнейших аспектов,
но не самый главный. Никому не придет в голову спрашивать, какое образование
было у преподобного Иоанна Лествичника, Сергия Радонежского, Серафима
Саровского. Хорошо, конечно, когда священник может грамотно и верно дать ответ
на любой вопрос. Но иметь знания – это одно, а иметь образование – другое.
Образование – образ Божий в человеке, совестливость, порядочность. Наученность
в какой-либо сфере не означает, что человек уподобляется своему Первообразу.
Люди имеют право на свое мнение по вопросам, смущающим их христианскую совесть.
Кто читает Священное Писание, видит признаки последних времен, и знает, что все
до последнего слова исполнится.
- Как оградить себя, своих детей от
тлетворного воздействия окружающего мира? Что бы Вы могли пожелать читателям
нашей газеты?
«Не участвуйте в делах тьмы»
(Еф.5:11) и «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16) – призывает нас Священное Писание.
Надо жить с Богом, чтить Его заповеди, ходить в храм, воспитывать своих детей в
Православной вере и за все благодарить Господа. Без участия в общественном
богослужении, в Святых Христовых Таинствах мы не можем быть частью Церкви; вне
Ее оказываемся без духовной защиты. Нам, православным христианам, должно
помнить, что мы – духовенство и миряне, являемся составной частью Церкви –
мистического Тела Христова, в которую входят также все Ангелы и Святые. Глава
Церкви – Господь наш Иисус Христос, создал Ее не для построения Царствия Божия
на земле, а ради того, чтобы спасти
хотя бы некоторых. На
земле для человека есть единственная истинная радость – радость веры в Господа
нашего Иисуса Христа, ибо Им побеждены зло, грех, диавол и смерть. Без веры
жить невозможно. Благодаря крепкой вере русский человек выживал в самых
тяжелейших обстоятельствах. «Ей,
гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20) – так и нам следует восклицать с
апостолом Иоанном.
Всех читателей газеты и
елабужан я поздравляю с Великим
Праздником Святой Пасхи! Желаю всем духовного пробуждения! Нам не
преодолеть ни экономический, ни демографический кризис без возрождения высокой
нравственности на основе Православия. Много в мире зла, но Воскресший Спаситель
мира оставил нам обетование: «Мужайтесь:
Я победил мир» (Ин.
16, 33). Сегодня есть предпосылки говорить о возрождении России, о том, что
Господь милует нас…
Беседовала Ольга Бажанова
|